• Главная страница
  • Новости
  • Объявления
  • Фотоальбом
  • Форум
  • Блог
  • Блог » Культура, искусство, история » Дядя Ваня, бакенщик. Из материалов к конкурсу «Хочу сказать спасибо!»
    Блог » 2012 » Сентябрь » 24 » Дядя Ваня, бакенщик. Из материалов к конкурсу «Хочу сказать спасибо!»
    15:23
    Дядя Ваня, бакенщик. Из материалов к конкурсу «Хочу сказать спасибо!»

    Письмо Валентины БУРАКОВОЙ из села Петропавловка Воронежской области.

    Я несколько раз принималась писать – и не могла: нахлынут воспоминания, слёзы застилают глаза, и всё расплывается, словно в тумане. О том времени вспоминать очень трудно.

    Это были 50-е годы прошлого века. Жили мы в селе Дедовка Петропавловского района. Папа погиб в годы Великой Отечественной войны. Мама работала в колхозе с раннего утра и до позднего вечера. Мы с братом помогали бабушке дома, в огороде. Моя двоюродная сестра заканчивала Богучарское педучилище. А мне очень хотелось пойти по её стопам. Но на этом пути было столько всяких преград, трудностей!

    Это были холодные и голодные годы. Холодные – природа позаботилась, своими морозами, казалось, испытывала людей на выносливость и прочность. А одежды и обуви – почти никакой. У нас была одна пара валенок, старых, подшитых, на четырех человек. Когда мама уходила на работу, я сидела дома. Подруги, возвращаясь после уроков домой, заносили мне домашнее задание, и я самостоятельно всё учила. Да и учебников не хватало, было по 4-5 книг на 25-30 человек, поэтому учились в школе, на переменах, до и после уроков. Но я училась хорошо.

    Была ещё одна сложность. В то время даже справку-разрешение на учёбу в сельском Совете не всегда выдавали – надо было работать в колхозе и поднимать хозяйство. Но мне справку из сельсовета дали, и я, успешно сдав восемь вступительных экзаменов, в 1953 году стала студенткой Богучарского педучилища.

    Люди старшего поколения знают, что значила тогда для семьи, где отец погиб на фронте в войну, учёба в техникуме. Мама работала в колхозе за трудодни-палочки, на которые ничего не получали. Весной и летом подрабатывала в лесхозе сезонной рабочей (сажали лесополосы и ухаживали за ними), где платили копейки. Стипендия – 140 рублей (60 рублей уходило за квартиру, а надо еще купить книги – методическую литературу). Сразу покупала масла растительного пол-литра на месяц и один килограмм макарон. В педучилище нам по талонам выдавали 500 граммов хлеба после второго урока. Пока сидишь на занятиях, по крошечке щиплешь хлеб, кладёшь в рот – к концу шести уроков хлеба нет. Постоянный голод так донимал, что по ночам хотелось рыдать от бессилия.

    Раз в месяц мама приносила что-то из продуктов, что удавалось ей где-то заработать (именно приносила, так как пешком ходили от Дедовки до Богучара, а это километров сорок, если не больше. Когда на автобусе или машине едешь, то это – «рукой подать», а когда пешком, да ещё с поклажей, – ой, как далеко и тяжело!

    Мама с бабушкой держали корову-кормилицу. И зимой мама приносила творожку, замороженное молоко и комочек сливочного масла (это было целое состояние!).

    А как хотелось попасть домой, увидеть маму и бабушку, обнять, поговорить с ними (Коля–братик служил в армии, мы с ним переписывались). Домой могла попасть только в субботу после занятий. Пешком через село Дьяченково на Абросимово. А как страшно было идти вдоль леса (в степи местечко Лесково). Но я тогда или стихи читала, которые знала наизусть, или пела, как будто я не одна.

    Пройду село Абросимово (оно расположено на правом крутом берегу реки Дон), прихожу к домику бакенщика. Сейчас молодёжь и не знает о такой профессии. Тогда по Дону ходили грузовые баржи, на которых сюда доставляли лес, доски, уголь, а отсюда грузили зерно. По реке стояли бакены, выкрашенные в белый (глубина) и красный (мель) цвета и определявшие фарватер реки. На ночь в них ставили фонари. Надо было вечером зажечь фонари (пять-семь километров) и всю ночь следить, чтобы не погасли. А утром – потушить, собрать и почистить. Особенно трудно было в ветреную погоду, так как фонари постоянно задувало ветром.

    Бакенщиком работал Иван Игнатьевич Моисеенко. Мы его называли дядей Ваней, как родного, близкого человека. В известной песне есть слова: «Вы нам только скажите – мы на помощь придём». А ему и говорить ничего не надо было, он сразу всё понимал, оценив обстановку. Ведь Иван Игнатьевич во время войны служил в разведке, несколько раз был ранен, среди его правительственных наград много орденов.

    Он тихонько говорил Анне Григорьевне – жене: «Покорми. Я сейчас буду». Она сразу сажала за стол и подавала немудрёную еду, которой я была несказанно рада: варёная картофелина или кусочек лепёшки. Он за 15 копеек перевозил через Дон, расспрашивая об успехах в учёбе, когда буду идти назад.

    Переночевав дома, не успев наговориться с родными и отдохнуть, я отправлялась в обратный путь (три километра лесом к Дону мама провожала меня и несла котомку). На берегу покричишь: «Дядя Ваня! Дядя Ваня!..» Он сразу выходит во двор. Помашешь ему рукой, и вот уже его челнок или лодка, рассекая гладь Дона, спешит на помощь к нам.

    Иван Игнатьевич был очень добр и внимателен. Он всегда спросит, как родные поживают, здоровы ли, узнает о земляках, поможет в гору вынести котомку, пожелает счастливого пути. А в ответ на моё «спасибо» скажет: «Да ладно…»

    Случалось, что и 15 копеек не было. Об этом я сразу говорила дяде Ване. И опять слышала: «Да ладно... После отдашь». Стыдно было не оправдать доверие доброго человека, и на обратном пути я обязательно возвращала долг. Дядя Ваня чуть-чуть улыбался краешками губ, говоря: «Молодец, я бы тебя взял с собой в разведку, не подведёшь!» Такая похвала дорогого стоила.

    Мой двоюродный брат и его друг учились в средней школе селе Монастырщина Богучарского района, так как у нас была только семилетняя школа. Он рассказывал, что домой они ходили каждую субботу, шли семь километров по горе до села Абросимово, а там дядя Ваня перевозил их, никогда никому не отказывая, даже если не было денег.

    Я часто вспоминаю и дядю Ваню, и тетю Аню, и многих своих земляков: какие же они были трудолюбивые и добрые, чуткие и бескорыстные, – по первому зову, оставив все свои дела, в любое время суток шли на помощь даже малознакомому человеку.

    Давно нет в живых дяди Вани и тети Ани, но память о них живёт. Они для меня – олицетворение старшего поколения. Это они ценой неимоверных усилий отстояли для нас свободу и мир в годы Великой Отечественной войны, а значит, подарили нам жизнь и счастье. И я благодарна не только дяде Ване, но и всему его поколению за уроки человечности и доброты, которые они преподнесли нам и которые запомнились на всю жизнь. Это благодаря им и родным, несмотря на все трудности, я окончила педучилище, затем пединститут и 43 года учила детей, воплощая в жизнь советы и наставления старшего поколения. За это от имени детей войны я и хочу сказать «спасибо» старшему поколению.

    Знаю, что у дяди Вани есть дочь Мария, проживает в селе Малая Дедовка. А его внучка Любовь Михайловна живёт в селе Глубокое и преподаёт в школе биологию и химию. Есть и правнуки. Все они должны знать, каким замечательным человеком был их родственник, и гордиться им.

    Источник: газета «Коммуна» №103 (25931), 17.07.2012г.

    24.09.2012 в 15:23
    1
    3402
    Администратор
    Культура, искусство, история
    Понравилась статья?! Поделись ей с друзьями, кликни кнопочку своей соц.сети.
    Всего комментариев: 1
    1   [Материал]
    Да уж... Были же времена, нынешнему поколению живется намного легче. В чем считаю не малая заслуга наших отцов, матерей, дедов и бабушек. Искренние им поклон, уважение и слова благодарности.

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Статистика Анализ сайта
    Контакты:
  • pochta@mboguchar.ru
  • Россия, Воронежская обл., г.Богучар
  • Финансовая помощь сайту "Мой Богучар"
  • Мой Богучар (c) 2011-2024 // Сайт создан в системе uCoz // Студия AlexandrS
    Наверх